Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]()
Пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века были временем, пожалуй, самого бурного развития вооружений и военной техники. Характерной чертой того времени также была быстрая смена поколений техники и вооружений. Как только разворачивалось серийное производство одного образца, сразу же начиналась разработка нового. В результате всего за несколько лет удалось пройти достаточно большой путь, а также придумать массу новых идей и разработать множество оригинальных, в том числе и прорывных, технологий. Очередным прорывом в техническом и технологическом плане должен был стать новый американский танк, разработка которого началась в первой половине пятидесятых. Однако при всех своих преимуществах этот танк оказался слишком сложным для того времени и разработанные для него решения и технологии дали практический результат только через несколько лет.
Вскоре после принятия на вооружение среднего танка M48 Patton III американская армия заказала разработку новой боевой машины. К 1954 году специальная комиссия определилась с обликом требуемой машины. По результатам анализа современных и перспективных танков США и зарубежных стран было решено делать сразу два новых танка. Один из них должен был иметь меньшую боевую массу и нести 90-миллиметровую гладкоствольную пушку. Ввиду боевой массы танк планировалось оснастить ходовой частью с пятью опорными катками на борт. Этот проект получил обозначение T95. Следует сделать оговорку: танк T95 не имеет никакого отношения к одноименной самоходной артиллерийской установке середины сороковых годов. Второй вариант перспективного танка под названием T96 планировалось сделать тяжелее T-95 и оснастить более серьезным вооружением. В его башне собирались установить 105-мм гладкоствольное орудие, а ходовую часть сделать с шестью катками на борт. В боекомплект обоих танков предлагалось включить новейшие бронебойные оперенные подкалиберные снаряды. Кроме того, орудия танков T95 и T96 планировалось устанавливать на безоткатных установках, без противооткатных устройств и накатников. Проекты T95 и T96 шли полным ходом, но уже к концу 1955 года стало ясно, что их конструкции имеют очень высокую степень унификации. Кроме того, расчеты показывали еще одну интересную черту проектов: бронированный корпус и ходовая часть перспективного танка T95 была достаточно прочной, чтобы на нее можно было установить башню не только с 90-мм, но и со 105-миллиметровым орудием. Поэтому в 1956 году оба проекта были соединены в один. Теперь военные желали получить, как минимум, два танка на базе проекта T95, имеющие различное вооружение и оборудование. Танк T95 представлял собой бронемашину классической компоновки с отделением управления в передней части, боевым отделением в средней и моторно-трансмиссионным в корме. Таким же традиционным оказался и его экипаж из четырех человек – механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Танк T95 имел хорошее для своего времени бронирование. Верхняя лобовая часть корпуса имела толщину в 95 миллиметров и располагалась под углом в 95° к горизонтали. Нижняя лобовая имела переменную толщину от 76 до 127 миллиметров и угол наклона в 45°. Оба борта располагались вертикально и тоже имели переменную толщину от 32 миллиметров у кормы до 105 мм в передней и средней части. Корма корпуса состояла из двух листов толщиной 19 мм (верхний, под углом 20°) и 25 мм (вертикальный нижний). Крыша корпуса была толщиной от 25 до 51 миллиметра, а самая тонкая деталь корпуса – днище – была всего в 13-19 мм толщиной. Примечательно, что толщина частей корпуса изменялась плавно. Дело в том, что корпус танка от передней части и до моторно-трансмиссионного отделения представлял собой единую литую деталь, к которой приваривались остальные плиты. ![]() Башню нового танка T95 также предлагалось делать литой. Ее лоб имел толщину 178 миллиметров и наклон в 60°, а борта – 76 мм и 45° соответственно. Сзади экипаж и боекомплект должна была защищать вертикальная корма толщиной 51 мм. Из всех частей башни переменную толщину имела только крыша – от 38 до 51 мм. Самой толстой деталью бронирования танка T95 была маска орудия сравнительно небольшого размера и толщиной в 381 миллиметр. Как и на танке M48, башня T95 устанавливалась на погон диаметром 2,16 метра (85 дюймов). На ранних стадиях оба проекта новых средних танков подразумевали использование нового Х-образного 12-цилиндрового дизеля мощностью не менее 750 лошадиных сил. Такой двигатель мог обеспечить необходимые ходовые качества и при этом занимал сравнительно мало места. Однако к тому времени, когда объединенный проект T95 дошел до стадии подготовки сборочной документации, перспективный мотор еще не был готов. Поэтому первые опытные танки решили комплектовать менее мощным (460 л.с.) 8-цилиндровым бензиновым двигателем AOI-1195. Размещенный поперек корпуса мотор передавал крутящий момент на четырехступенчатую трансмиссию XTG-410. Последняя приводила в движение ведущие зубчатые колеса, которые посредством цевочного зацепления перематывали гусеницу. Внутри моторно-трансмиссионного отделения удалось разместить топливные баки общим объемом в 780 литров. После слияния двух проектов ходовая часть перспективного среднего танка разрабатывалась на основе исходного T95. Она состояла из пяти опорных катков большого диаметра, направляющего и ведущего колеса на борт. При этом, благодаря своему диаметру, опорные катки также выполняли функцию поддерживающих роликов. Опорные катки были закреплены на корпусе при помощи торсионной подвески, а передний и задний каток на каждом борту также оснащался дополнительным гидравлическим амортизатором. Проектом T95 подразумевалось создание двух типов опорных катков: сплошных и облегченных. Во втором случае в них проделывались отверстия. Каждая гусеница с резинометаллическим шарниром состояла из 80 траков шириной 533 миллиметра. Также рассматривался вариант с более широкой 610-мм гусеницей. ![]() Перед описанием вооружения и оборудования танка T95 необходимо отметить следующий факт. После объединения двух проектов всерьез рассматривалась возможность создания на базе единого шасси целого семейства бронированных машин. В результате было разработано сразу девять модификаций танка T95, отличавшихся друг от друга различными нюансами конструкции и вооружения. Базовый вариант танка T95 предполагалось комплектовать 90-миллиметровой гладкоствольной пушкой T208. Она размещалась на оригинальной безоткатной установке и имела двухплоскостной стабилизатор. Пушка могла разгонять подкалиберный снаряд до скорости около полутора километров в секунду. При такой начальной скорости сердечник боеприпаса из карбида вольфрама на расстоянии в 2000 ярдов (1828 метров) пробивал до 125-130 миллиметров брони при угле встречи в 60°. Внутри боевого отделения можно было разместить до 50 снарядов. Для наведения пушки экипаж располагал телескопическими прицелами моделей T183 и T171, а также перескопическим T50. Определение дальности до цели предполагалось осуществлять при помощи дальномера T53 OPTAR, измерявшего расстояние при помощи импульсов света. Помимо прицелов оптика танка T95 и других модификаций состояла из трех перископов механика-водителя с возможностью замены среднего на прибор ночного видения, пяти наблюдательных стекол на командирской башенке и перископического прицела зенитного пулемета. Дополнительное вооружение T95 состояло из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета M37 и зенитной установки с дистанционно управляемым пулеметом M2 калибра 12,7 мм. Поскольку в ходе проекта T95 планировалось создать, как минимум, два танка с разным вооружением, на базе исходной бронемашины было сделано несколько новых конструкций. При этом шасси или ходовая часть никак не изменялись, а все различия касались в основном башни и ее оснащения. Первым альтернативным вариантом нового танка стал проект T95E1. Он сохранил прежнюю 90-мм пушку, но ее установили на противооткатных устройствах. Однако наличие последних плохо сказалось на внутренних объемах башни и поэтому орудие лишилось стабилизатора. Боевые качества танка изменились, но все же остались приемлемыми для практического использования. Танк с обозначением T95E2 изначально должен был нести новую башню со 105-мм пушкой. Однако ее не успели разработать и поэтому в качестве эксперимента на готовое шасси установили башню с вооружением от танка M48A2. При немного большем боекомплекте в 64 снаряда пушка M41 калибра 90 миллиметров имела недостаточные характеристики: с расстояния в 2000 ярдов она пробивала не более 75 миллиметров брони при угле встречи в 60°. При этом T95E2 оснастили системой управления вооружением со стереоскопическим дальномером и баллистическим вычислителем механического типа. Это благоприятно сказалось на точности стрельбы, но слабая пушка не давала танку никаких преимуществ перед исходным T95. На основе T95E2 был создан танк T95E3. В доработанную башню от M48A2 установили 105-мм нарезную пушку T140. Системы управления орудием остались теми же, что и раньше, на T95E2. Такое перевооружение снова не получило никаких положительных последствий. При уменьшившемся боезапасе (39 снарядов) бронепробиваемость оказалась примерно такой же, как у оригинального T95 с 90-мм гладкоствольной пушкой. Заметное повышение бронебойных возможностей орудия наметилось только в модификации T95E4, которая должна была получить новую башню от исходного T96. Основным оружием этого варианта среднего танка должна была стать 105-мм гладкоствольная пушка T210. Примечательно, что из-за размеров башни танка T96 орудие снова не получило стабилизацию. Тем не менее, ухудшившаяся точность могла компенсироваться другими качествами. Во время испытаний орудие T210 с расстояния в 2000 ярдов и при угле встречи в 60° пробивало до 150-152 миллиметров гомогенной брони. Главной проблемой модификации T95E4 стало сильное затягивание работ по созданию новой башни. По этой причине готовое шасси нового танка очень долго стояло на заводе, дожидаясь достройки. ![]() Затянувшаяся разработка башни для пушки большего калибра привела к появлению альтернативного варианта компоновки «тяжелопушечного» танка. Танк T95E5 предлагалось оснастить башней от M48A2 и нарезным 105-мм орудием Royal Ordnance L7 английской разработки, получившим американский индекс T254. Еще более серьезным в отношении вооружения типом техники мог стать танк T95E6, который предлагалось оснащать башней от T95E4 и нарезной пушкой T123 калибра 120 миллиметров. Но эта пушка с раздельно-гильзовым заряжанием пробивала лишь 120 миллиметров брони с расстояния в 2000 ярдов и угле встречи в 60°. Предпринимались попытки «вписать» британское орудие L7 в башню танка T95E1. Такая модификация получила обозначение T95E7. Система крепления орудия осталась такой же, как и на самом танке с литерой «E1», однако изменился ряд других технических деталей. В 1958 году стало ясно, что американское двигателестроение не сможет в ближайшее время создать новый танковый дизель с Х-образным расположением цилиндров. Таким образом, временная мера в виде имеющегося на T95 двигателя AOI-1195 требовала замену. Более того, новый двигатель имел все шансы стать основным типом силовой установки для всего семейства T95. В результате сравнения был выбран 12-цилиндровый мотор General Motors 12V71T мощностью в 570 л.с., построенный по V-образной схеме. Был подготовлен проект установки такого дизеля на танк T95E2, обозначенный как T95E8. Наконец, в качестве унифицированной с танком вспомогательной техники разрабатывалась бронированная инженерная машина с вооружением из одного пулемета, бульдозерным отвалом и набором прочего специального оборудования. В качестве основы для нее было взято шасси исходного T95. Проблемы инженерного и технического характера самым плохим образом сказались на судьбе всего проекта. Из-за них сборка прототипов, словно игнорируя логику, шла не по порядку. Весной 1957 года закончилось строительство первого T95E2, а в середине того же года из цеха вышел прототип T95E3. Лишь в феврале 58-го был готов к испытаниям T95 «базовой» конфигурации, а чуть позже закончилась сборка единственного T95E1. Что касается остальных вариантов перспективного среднего танка, то в их случае дела обстояли гораздо хуже. Шасси для первого T95E4 было собрано, но ему пришлось дожидаться башни с вооружением. И все же стоит признать, что этому танку крупно повезло, ведь все остальные варианты T95 – E5, E6, E7, E8 и T118 – так и остались на чертежах. Испытания всех собранных танков наглядно показали недостаточную мощность силовой установки. Бронемашины с боевой массой в 38-39 тонн при 460-сильном двигателе имели удельную мощность всего в 10-11 л.с. на тонну. Естественно, при таких параметрах о высокой скорости или проходимости не могло быть и речи. На шоссе все три танка разгонялись только до 55-56 километров в час, но на пересеченной местности ощутимо теряли скорость. Танки T95, T95E1, T95E2 и T95E3 могли преодолевать подъем в 30 градусов, забираться на 90-сантиметровую стенку и пересекать вброд водоемы не глубже 1,2 метра. Конечно, ходовые качества танков семейства T95 либо равнялись, либо превосходили характеристики танка M48 Patton III, но по совокупности ходовых и боевых данных преимущества новых бронемашин были незначительными. ![]() К концу пятидесятых годов было построено девять танков-прототипов: четыре оригинальных T95, один T95E1, а также по два T95E2 и T95E3. Также планы конструкторов подразумевали создание одного прототипа T95E4 (его так и не достроили), двух T95E5, четырех T95E6, двух T95E7 и одного T95E8. Кроме того, рассматривались предложения относительно переоснащения исходного шасси T95 более мощным двигателем. В таком случае на базе танка T95E8 могло быть сделано еще несколько прототипов с индексами «E9», «E10», «E11» и «E12». Однако они, как и T95E8, навсегда остались в планах. Более мощный двигатель мог значительно увеличить боевой потенциал перспективного среднего танка. Однако даже в 1959 году не были готовы оригинальная башня для 105-мм пушки и дальномер новой конструкции. В результате этих проблем новые танки семейства T95, при значительно большей стоимости и сложности производства, не могли конкурировать с относительно дешевым и освоенным в производстве «Паттоном-3». Перспективный проект T95, имевший в своем составе несколько оригинальных технических решений, не соответствовал технологическим требованиям времени. На его доводку понадобилось бы, как минимум, несколько лет, что могло повлечь за собой отставание США в области бронетехники. Результатом всех трудностей стало закрытие проекта T95. Военные хотели получить новый танк с более высокими характеристиками в самое ближайшее время, поэтому в качестве основной машины бронетанковых войск следующих лет был выбран только что разработанный M60. Хотя этот танк имел меньшую степень новизны по сравнению с T95, а конструкция основывалась на M48, его сочли куда более перспективным и удобным. В 1959 году американские танкостроители начали сборку серийных машин M60, а вскоре после этого проект T95 был окончательно закрыт. Ряд наработок по этому проекту был использован при модернизации M60 и создании других танков. По материалам сайтов: Автор Рябов Кирилл
|
|
Новая тема Ответить |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
«Слишком много шума»: Американские АПЛ «Вирджиния» оказались с браком | ezup | Новости Военно-морского флота | 0 | 05.10.2019 17:15 |
Слишком много беженцев! | ezup | Евросоюз | 3 | 10.09.2015 12:28 |
Слишком много нефти! | ezup | Мировые проблемы | 0 | 20.08.2015 10:42 |
Всё потому, что кто–то слишком много ест | ezup | Ассорти | 0 | 29.05.2015 12:53 |
Как перестать думать о чем-то слишком много | ezup | Психология | 1 | 16.05.2012 09:45 |