Чебуралиссимус
Регистрация: 23.04.2011
Адрес: Тверь
Имя: Олег
Сообщений: 128,798
Сказал(а) спасибо: 800
Поблагодарили 1,424 раз(а) в 956 сообщениях
Репутация: 9812
|
Легкий танк М41 "Уокер Бульдог"
Назван Walker Bulldog -
в честь генерала Уолтона Гарриса Уокера.
Носил еще одно название - Little Bulldog.
В 1950-1953 годах в ходе войны в Корее американцы использовали для разведки легкий танк М24 "Чаффи", принятый на вооружение в 1944 году. Он обладал весьма высокой скоростью - 55 км/ч, но в боевых условиях из-за малой мощности двигателя (110 л. с.) показал низкую маневренность, а по причине легкого бронирования (25-мм - толщина лобовой брони корпуса и 37-мм - башни) М24 был очень уязвим. Срочно требовался более надежный легкий танк с лучшей маневренностью и усиленными вооружением и защитой.
Незадолго до конца войны началась разработка новой машины, получившей обозначение Т37. Первый прототип -Т37 Фаза I - был готов в 1949 году. Второй прототип Т37 Фаза II отличался от него конструкцией башни и новой системой управления огнем. Эта модель получила новое обозначение Т41, а ее слегка модифицированный вариант Т41Е1 - был стандартизирован как М41. Сначала танк получил прозвище "Литтл Бульдог" ("Маленький Бульдог"), но чуть позже его поменяли на "Уокер Бульдог" ("Бульдог Уокера") в память о генерале У. Уокере, который трагически погиб в Корее в 1951 году.
Производство М41 было поручено фирме "Кадиллак" из корпорации "Дженерал моторс", и в 1951 году первые машины покинули заводские цеха. В состав экипажа входили четыре человека, трое из которых размещались в башне, а механик-водитель находился спереди слева в отделении управления. Его сиденье регулировалось по высоте, и в случае необходимости водитель вместе с сиденьем мог выброситься через люк в днище на землю.
По сравнению с предшественником М41 был лучше вооружен: на нем установили новую 76,2-мм длинноствольную пушку с начальной скоростью снаряда около 1000 м/сек, оборудованную клиновым затвором, концентрическим противооткатным устройством и эжекционным устройством для удаления пороховых газов. Пушка устанавливалась непосредственно на цапфах и прикрывалась заостренной маской. Угол снижения пушки составлял -9°, а угол возвышения - +19°. Наведение по вертикали и горизонтали осуществляется посредством механизмов с электрогидравлическими приводами. Для наводчика был предусмотрен телескопический прицел с переменным увеличением. На некоторых образцах танка М41 устанавливался прицел-дальномер.
Командир располагал своей системой управления огнем. На модификации М41А1 установка вооружения была стабилизирована в двух плоскостях наведения. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет, который устанавливался на крыше башни. Курсового пулемета на "Уокер Бульдоге" не было. На стадии разработки предполагалось оснастить М41 системой автоматического заряжания, но на серийных машинах ее так и не установили. В качестве эксперимента на М41 устанавливали 90-мм пушку (эта машина получила обозначение Т49), но дальше прототипа эксперимент не пошел.
Боевое отделение танка было оборудовано вращающимся поликом. Часть боекомплекта располагалась в носовой части корпуса справа от механика-водителя. Устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения "Континентал", оборудованный нагнетателем, смонтированным на хвостовике коленчатого вала. Осевой вентилятор системы охлаждения располагался горизонтально над двигателем. Масляные радиаторы двигателя и трансмиссии были смонтированы вместе с вентиляторами по бокам от двигателя на трансмиссии. Топливные баки сложной формы располагались по бокам от двигателя и у моторной перегородки. На модификации М41А1 и М41А2 двигатель перевели на непосредственный впрыск бензина.
На "Уокер Бульдоге" применили новую, поперечно расположенную гидромеханическую трансмиссию "Кросс-Драйв" фирмы "Аллисон", которая включала комплексную гидропередачу, трехступенчатую (две передачи вперед, одна - назад) планетарную коробку передач и многорадиусный планетарный дифференциального типа механизм поворота. Управление коробкой передач и механизмом поворота осуществлялось с помощью гидропривода от одной рукоятки, качающейся в двух плоскостях. Основные элементы трансмиссии были объединены с двигателем в один блок. В ходовой части танка использовались гусеницы с резинометаллическими шарнирами и резиновым покрытием внутренней поверхности траков, опорные катки среднего диаметра с резиновыми бандажами и поддерживающие катки.
В независимой подвеске применены торсионы, дополненные буферными пружинами, и гидравлические амортизаторы телескопического типа. Передние катки и направляющие колеса связывались компенсирующими устройствами. В целом же ходовая часть М41 имела много общего с соответствующими узлами М24 "Чаффи". С помощью специального оборудования танк мог преодолевать брод глубиной до 2,5 м. Легкий танк М41 участвовал во многих военных конфликтах, в ходе которых использовался для ведения разведки, огневой поддержки пехоты и, несмотря на довольно большую массу, состоял на вооружении воздушно-десантных войск. С вооружения армии США он давно снят, но долгое время использовался в армиях Австрии, Дании, Греции, Японии, Португалии, Испании, Турции, Чили, Таиланда, Тайваня и других стран. Всего было выпущено 5500 машин этого типа.
В Бразилии около 300 М41 прошли модернизацию, после чего получили обозначение М41В. На них установили 90-мм пушку, дизель мощностью 400 л. с. и новые топливные баки. Запас хода возрос до 600 км, а боевая масса до 25 т. Датчане оборудовали 50 своих М41 дизелем мощностью 465 л. с., лазерным прицелом-дальномером, тепловизионными приборами, противопожарным оборудованием и фильтровентиляционной установкой. На 150 машинах испанских вооруженных сил установили модифицированную башню с израильской 60-мм пушкой, сообщающей бронебойному подкалиберному снаряду начальную скорость 1620 м/с, систему управления огнем и дизельный двигатель. На базе М41 созданы: 105-мм самоходная гаубица М52, 155-мм самоходная гаубица М44 и зенитная самоходная установка М42. Разработан навесной бульдозер с гидравлическими механизмами управления.
Тактико-технические характеристики легкого танка М41А2 "Уокер Бульдог"
Боевая масса, т | 23 | Экипаж, чел | 4 | Габаритные размеры,мм: |
| длина с пушкой вперед | 8080 | ширина | 3264 | высота | 2850 | клиренс |
| Броня, мм | | лоб, борт корпуса | 25,4 | корма | 19 | лоб башни | 38 | борт башни | 25,4 | Вооружение: |
| 76,2-мм пушка; 7,62-мм пулемет "Браунинг" М1919А4Е1; 12,7-мм зенитный пулемет М2 | Боекомплект: |
| 65 выстрелов, 2175 патронов калибра 12,7-мм и 5000 патронов калибра 7,62 мм | Двигатель | "Континентал" или "Лайкоминг" АО5-895-3, 6-цилиндровый, V-образный, бензиновый, с непосредственным впрыском топлива, воздушного охлаждения,мощность 500 л. с. при 2800 об/мин | Удельное давление на грунт, кг/см.кв | 0,72 | Скорость по шоссе, км/ч | 65 | Запас хода по шоссе, км | 240 | Преодолеваемые препятствия: | высота стенки, м | 0,71 | ширина рва,м | 1,83 | глубина брода, м | 1,0 |
Источники:
- Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
- Воениздат, Н. Р. Андреев, Н. И. Гришин. "Пехотный батальон армии США";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- S. J. Zaloga. US Light Tanks 1944-84. M24 Chaffee, M41 Walker Bulldog and M551 Sheridan;
- М. Никольский. Лёгкий танк M41, М. Барятинский (Моделист-конструктор);
- Hunnicutt, R. P. Patton: A History of the American Main Battle Tank;
- Dunstan, Simon. Vietnam Tracks-Armor In Battle 1945-75.
|